Совесть представляет собой когнитивный процесс, вызывающий эмоции и рациональные ассоциации, основанные на моральной философии окружающей человека социальной среды. Бессовестный человек себя чувствует неуютно, хотя с цивилизационным прогрессом, неизменно ведущим к независимости, автомизации жизни, критерии совестливости необратимо размазываются, человек, не придерживающий строго правил морали, всегда ощущает не всегда осознаваемое чувство вины,  когда совершает поступок, противоречащий не столько даже его моральным ценностям, сколько общепризнанным ценностям мира, в котором он живёт. Несоответствие индивида семейным, социальным, культурным и историческим представлениям о морали всегда служили предметом изучения в гуманитарных областях знания и всегда исправно нарушались в особенности теми, у кого детсво и юность были несчастливы. Если меня разбудить среди ночи и спросить в каком из штатов США хуже всего с совестью, я, не задумываясь, назову Калифорнию, в которой прожил много лет. То есть несчастливыми могут быть не только люди, но и страны, которыми они руководят.

Существует два вида бессовестных: знающих, что они бессовестные и особо не заморачивающихся этим, и тех, кому очень неприятно понимать, что они бессовестные. Первые говорят себе: да, я бессовестно поступил, но у меня была цель, которая была 1) важна для моего комфортного существования, а я имею право полноправно заботиться о себе, 2) эта цель важна для моего партнёра (товарища, напарника…), но ему было трудно понять, как нужно было правильно поступить. Вторые врут, придумывают оправдание своим бессовестным поступками и со временем их просто невозможно переубедить в том, это – совранное, что этого на самом деле никогда не было, они необратимо в совранное поверили. В зависимости от масштабов последствий бессовестности, часто первые переходят в разряд вторых. 

Но мне очень повезло в жизни. Я встретил человека, у которого я вообще не наблюдал следов совести. Она ему была совершенно не нужна. Он не понимал, что это такое и где оно используется. Я потом встречал в жизни нескольких отдалённо похожих, но Алик Зарбаилов, описанный мною в рассказе “Невеста полковника” (https://systemity.wordpress.com/2022/03/30/story-27/, https://proza.ru/2010/10/18/1510), представлял собой совершенно уникальное, фундаментально уникальное явление. В те далёкие годы я не понимал, что мне сильно повезло встретить на своём жизненном пути пробный камень бессовестности. Дальше меня уже невозможно было удивить бессовестностью…