Я был знаком с тысячами людей, но чувство благодарности было присуще дюжине из них, от силу – двум. Один такой случай я описал здесь: https://systemity.wordpress.com/2022/06/24/story-51/. Недавно я подумал на эту тему, вспомнил слова Фазиля Искандера о том, что “Ничто так не раздражает человека, как затянувшаяся благодарность” и подумал, что этот мною очень любимый писатель был совершенно прав: благодарность почти всем мешает жить.

Люди, которые пожизненно помнят, что для них сделали другие, и стараются не стереть эти воспоминания – мутанты. На примере жизни Трампа видно, как трудно разыскать таких мутантов, даже если история их жизенного пути полностью доступна… Я родился мутантом, могу перечислить всех своих благодетелей с ясельного возраста и очень благодарен своей семье за эту мутацию. То, что это – мутация семейная, я сужу по своей родной сестре, которая посвятила практически всю свою жизнь заботе о моих родителях. Мутация очень селективно наследуемая и очень зависимая от эпигенетики…