Леонид Андреев 2

В своей недавней статье о личной ответственности (https://systemity.wordpress.com/2024/06/21/personal-responsibility/) я немало пококетничал. На самом деле я всегда знал о причинах того, что не несу личную ответственность за свою личную ответственность. Все дело в том, что я – непонятен нормальным людям своей специфической (на психиатрическом уровне) скромностью.

Главный учёный секретарь АН СССР академик Г.К.Скрябин, директор института в котором я работал, дважды издавал приказ о защите мною докторской диссертации Honoris causa (за заслуги), минуя кандидатскую. В то время (лет 45-50 тому назад), когда эти приказы издавались, у меня было две сотни научных публикаций. Обычно докторскую можно было защищать при наличии десяти публикаций. В случае Honoris causa всё было предельно просто. Вышел на трибуну, поговорил пару десятков минут и получил докторскую степень. Я эту возможность принципиально не использовал, что вызвало жуткое недоумение в дирекции академического института, где я работал.

Я думаю, что на белом свете нет такого человека, который бы понял, что я был абсолютно нормален в вопросе защиты диссертации. Но то, я что не несу личную ответственность за свою личную ответственность, всю мою жизнь было главной причиной сомнений окружающих в моих умственных способностях. Уже через два года после окончания университета академик Т.Н.Шахтахтинский настаивал на моей защите кандидатской диссертации. На пятом курсе университета мне было присвоено звание и.о. младшего научного сотрудника, для чего строго обязательно было наличие диплома – свидетельства об окончании высшего учебного заведения, которого у меня не было и который я получил через семь месяцев…

Но всё дело в том, что я – совершенно нормален. Я просто не признаю систему защиты диссертаций нормальной человеческой практикой в науке. Такая система оценки способности людей работать в науке порождает массовый идиотизм в этой важной области человеческой активности. Это – умопомрачитальная моя принципиальность естественно непонятна “нормальным” людям, для которых я в этом вопросе экстремально ненормален. Я думаю, что читателю ясно, что в число “нормальных” людей в данном конкретном случае я включаю и безграмотных идиотов, считающих себя шибко грамотными.